Мара (древнеангл. mare — демон) или кошмар (фр. caucher — сдавливать обнимая). Так назывался демон, садящийся по ночам на грудь и вызывающий дурные сны, сопровождающиеся удушьем под весом демона, отчего сами дурные сны также стали носить имя кошмара. Греки знали этого демона под именем эфиальта, а римляне — под именем инкубона. У славян эту роль играет кикимора. Считается, что Мара так же мучает домашний скот, например коней и овец. Мара — изображается как страшная карга, проникающая сквозь запертые двери, сидящая на груди спящего человека и тем самым вызывающая у жертвы приступ удушья. В норвежском фольклоре Мара — тролль в образе прекрасной девушки, которая душит спящих, но почти всегда с длинными распущенными волосами. Иногда Маре удаётся задушить людей насмерть. Так в «Саге об Инглингах» есть рассказ о Ванланди, короле шведов, умершим от удушения кошмаром. На Ярославщине Мару представляли красивой девушкой в белом. По поверьям Тульской губернии Олонецкого края, мара «черна», одета в рвань и даже космата: «Детей раньше бабкой да запецельной марой пугали, оденут шубу вверх шестью и говорят: „Вот бабка или запецельная мара идет"». В некоторых местах Мару уподобляют кикиморе домовой: она незримо обитает в избе, чаще всего за печью, откуда и названия «мара запецельная, запечная», ср. «Мара волосатая... сидит в дому за печкой». В поверьях псковичей марушка, подобно другим духам, проказящим в доме, незаметно похищает вещи. Становясь видимой по ночам (как и оставаясь невидимой), мара допрядает или рвет, путает кудель, пряжу, не благословленные хозяйками:«Как всю пряжу не выпрядешь, Мара за ночь все спутат». Крестьяне Калужской губернии верили, что мара шьет и прядет в лунные дни; но делает это «не к добру». Мара опасна для детей: на Вологодчине, как и в некоторых других районах России, «бабкой Марой», «запечной марой» пугали ребятишек. Существа, аналогичные маре - духу, являющемуся в доме, есть в поверьях других народов. Сходны и названия подобных существ, восходящие, по-видимому, к единому корню. Это мара украинцев — «призрак, привидение», злой дух мора сербо-хорватов — «домовой»; mйrа у чехов — «кикимора, кошмар»; mora, zmora поляков – «кошмар. Древнесеверное mara означает «домовой дух мучитель» и т.п. Согласно пока имеющимся материалам, мара русских поверий не столько воплощенный ночной кошмар, сколько воплощеная судьба, “божество-пряха”, вещающее перемены в судьбах обитателей дома, а так же губительный призрак для детей.
Симптомы кошмара
Все писавшие о Маре сходятся в наличии трёх признаков ночных кошмаров:
Неописуемо ужасный страх, часто сопровождаемый сладострастными ощущениями. Ощущение тяжёлого веса на груди, затрудняющего дыхание (сидящая на груди Мара). Чувство полной беспомощности перед лицом этих ужасов. Последние два признака отличают кошмар от обычных страшных снов.
Иногда кошмары связывают с инкубами и суккубами. Однако для кошмаров характерно преимущественно чувство страха, ужаса, в то время как для снов, в которых участвуют инкубы и суккубы — сексуальное возбуждение.
Существует научное толкование кошмара как сонного паралича.
Ночной кошмар обычно охватывает людей, спящих на спине и часто начинается со страшных снов, которые скоро сопровождаются затруднением дыхания, ощущением сдавленности в груди и общим лишением свободы движений. Во время этой агонии они вздыхают, стонут, произносят неясные звуки и остаются в когтях смерти до тех пор, пока сверхъестественными усилиями своей натуры или с внешней помощью не спасаются от этого ужасного сонного состояния. Как только они сбрасывают эту пространную подавленность и способны двигать телом, они поражаются сильным сердцебиением, большим беспокойством, слабостью и стеснённостью движений, симптомы которых постепенно стихают и сменяются приятным ощущением, что они спаслись от такой неминуемой опасности.
|